Владикавказский техникум железнодорожного транспорта является старейшим учебным заведением не только в Северной Осетии но и на всем Северном Кавказе. Основан он был 2 сентября 1902 года. Все это время техникум готовил высококвалифицированных специалистов для железных дорог нашей страны. На сегодняшний день техникум является филиалом ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный университет путей сообщения" и представляет собой современное, динамично развивающееся учебное заведение оснащенное современным компьютерным оборудованием, тренажерами, обучающими и контролирующими компьютерными программами, всем необходимым для творческого и физического развития будущих железнодорожников.
В годы первых пятилеток
Залечив раны, нанесенные гражданской войной, Советская страна вступила па путь индустриализации. Началась борьба за воплощение в жизнь первых предвоенных пятилеток. Сооружались электростанции, шахты, заводы, фабрики. Прокладывались новые железные дороги и многочисленные подъездные пути к первенцам советской индустрии — новым заводам и фабрикам.
Для строек, действующих предприятий и железных дорог требовалась многочисленная армия квалифицированных кадров и прежде всего инженеров и специалистов среднего звена.
В этих условиях возросло значение всех технических учебных заведений страны. В связи с ростом железно-дорожного транспорта Народный Комиссариат путей сообщения обязывает Владикавказский техникум значительно увеличить число лиц, принимаемых в техникум, чтобы давать стране больше специалистов железнодорожного транспорта. Решая эти задачи, техникум призван был уделить особое внимание подготовке квалифицированных кадров из среды горской молодежи.
В то время это была сложная задача, так как основная масса молодых горцев не имела подготовки к учебе в техникуме. Чтобы дать возможность представителям коренных национальностей Северного Кавказа поступить в техникум, в нем стали открывать двух- и одногодичные курсы, которые полностью оправдали себя. С каждым годом число горцев, обучавшихся в техникуме, росло.
Так, если в 1926 году в техникуме учился всего один горец-осетин, то в 1933 году их было уже 9 человек. В 1934 году было принято 11 осетин и 1 ингуш, а в 1936 году — 18 осетин, 5 чеченцев и 1 ингуш. В 1939 году в техникуме обучалось уже около 25 осетин. Всего же с 1925 года до начала Великой Отечественной войны тех¬никум подготовил около 180 специалистов — представителей народов Кавказа.
Практика подготовки горцев через подкурсы продолжалась до 1936 года, когда подкурсы стали излишними, так как теперь с каждым годом горская молодежь приходила поступать в техникум со все более высокой общеобразовательной подготовкой.
В годы первой пятилетки техникум готовил техников паровозного хозяйства с двумя уклонами -теплотехни¬ческим и ремонтным. Железнодорожников этих специальностей техникум готовил до 1933 года. За одиннадцать предшествовавши, лет было подготовлено и выпущено 358 техников-механиков паровозного хозяйства. Наиболее подготовленные техники, выполнявшие темы дипломных работ во время практической службы на транспорте, проявили такие исключительные способности и по¬знания, что дипломные работы написали на уровне ин¬женерных. После ходатайства администрации они были допущены в квалификационную комиссию Московского электротехнического института железнодорожного тран-спорта. Защитив дипломные проекты, выпускники наше¬го техникума получили звания инженеров узкой специ¬альности.
Техникум готовил кадры и другого профиля. В 1928 году было открыто отделение эксплуатации железных дорог, которое существует до настоящего времени.
Идя навстречу рабочим вагоноремонтных мастер¬ских, в 1929 году техникум открыл вечернее отделение для подготовки техников-механиков вагонного хозяйст¬ва. На этом отделении в основном учились начальники цехов и их заместители, мастера и рабочие вагоноремонтных мастерских.
В этот же период при техникуме был открыт филиал Ростовского института путей сообщения, готовивший специалистов вагонного хозяйства. В филиале существо¬вали две группы. В одной из них учились дипломирован¬ные техники вагоноремонтного завода, преобразованно¬го из мастерских, в другом — рабочие и служащие ВРЗ и другие железнодорожники, имеющие общее среднее образование. Филиал просуществовал до 19-12 года и был закрыт в связи с военным временем. В 50-х годах работа филиала возобновилась.
В 1934 году на XVII съезде партии был принят второй пятилетний план народного хозяйства СССР. В плане ставилась основная задача: завершить техническую реконструкцию народного хозяйства, при этом особо подчеркивалась неразрывная связь технической реконструкции с подготовкой кадров.
В то время Коммунистическая партия дала четкий лозунг народу: «Кадры, овладевшие техникой, решают все». Каждая отрасль хозяйства обязана была подготовить такие кадры, которые могли бы осуществить у себя техническую реконструкцию. Именно такие кадры должен был готовить для социалистического железнодорожного транспорта и наш техникум.
Чтобы решить эту задачу, нужно было решительно улучшить учебную базу и педагогический процесс, особо обратив внимание на технические дисциплины и производственную практику.
Большую помощь в то время техникум оказал учебному комбинату ВРЗ в подготовке и повышении квалификации рабочих массовых профессий. При самом техникуме были организованы курсы по подготовке и повышению квалификации мастеров, нормировщиков, дежурных по станции и других специалистов.
Во второй пятилетке, в 1934/35 учебном году, техникум открыл дневное отделение вагонного хозяйства, основой для которого послужили младшие курсы закрытого отделения паровозного хозяйства. Эго отделение возглавил молодой инженер А. Е. Зубарев. Оп читал основные дисциплины по вагонной специальности. Отделение было также закрыто в военное время, успев подготовить и выпустить 292 техника-механика вагонного хозяйства.
В 1933 году было положено начало отделению электротехнической специальности, которое стало называться «Связь, централизация и блокировка». Преподаватели Карцев, Н. П. Мечов, А. Я. Победин, В. И. Шумаков, работавшие на этом отделении, организовали кабинет с ценным оборудованием.
Таким образом, Орджоникидзевский техникум железнодорожного транспорта в третьей предвоенной пятилетке имел уже три отделения: движение и грузовая работа; вагонное хозяйство; связь, централизация и блокировка.
С каждым годом совершенствовалась учебно-воспитательная работа. Создавались методические предметные комиссии, которые рассматривали учебные планы по отдельным предметам, оценивали воспитательную работу классных руководителей.
В определенные дни устраивались открытые уроки, на которых присутствовали директор или завуч техникума, начальники отделений и председатели методических комиссий. В порядке обмена опытом практиковалось и взаимопосещение уроков преподавателями.
Все эти мероприятия повышали уровень преподавательской работы и способствовали улучшению качества подготовки специалистов.Важную роль в учебно-воспитательной работе техни¬ума играл комитет комсомола, который под руководст¬ом партийной организации проводил большую массово- политическую и воспитательную работу. Члены комитета были ответственны за проведение лекций на международные темы, докладов по различным областям знаний. Комсомольцы были инициаторами и в организации самодеятельных художественных кружков, спортивных соревнований. Не была забыта и оборонная работа: стрелковые соревнования, туристские и альпинистские походы, тренировочные марши в противогазах и другие мероприятия.
Несколько лет комсомольской работой в техникуме руководил секретарь комитета Дахкильгов Шукри, который был душой комсомольской организации. Комсомольцы вместе со своим вожаком были ревностными поборниками отличной успеваемости и примерной дисциплины в техникуме. Это помогало педагогическому коллективу с каждым годом улучшать качество подготовки специалистов, давать не более глубокие и разносторонние знания. Об этом свидетельствовали отзывы, получаемые из учреждений и предприятий, в которых работали выпускники техникума.
1940/41 учебный год техникум закончил уже в военное время. Было выпущено 30 техников, из них 16— вагонников н 14—эксплуатационников.
Для коллектива железнодорожного техникума, как и для всего советского народа, настали дни тяжелых испытаний.
В первые годы советской власти
Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало новой эре в истории человечества, создала все условия для всестороннего развития человека. С первых же дней Советской власти образование, наука, все сферы деятельности человеческого ума становятся предметом постоянной заботы коммунистической партии и социалистического государства. Буквально с первых дней существования Советской власти и в центре, и на местах начался поход за то, чтобы приобщить трудовые массы к культуре, помочь им овладеть знаниями, ибо в этом был залог успешного строительства нового социалистического общества.
Образование трудящихся, подготовка кадров для народного хозяйства стала предметом первостепенной важности и заботы правительства Терской Советской республики. Послевоенная разруха, голод, ожесточенная борьба с контрреволюцией — в таких тяжелейших условиях во Владикавказе в 1918 году открывается первое высшее учебное заведение — Политехнический институт (ныне Горский сельскохозяйственный институт). В том же году Владикавказское железнодорожное училище реорганизуется в техникум.
Новая программа обучения давала возможность учащимся техникума получить не только среднее специальное, но и среднее общее образование, о чем уж давно мечтал коллектив преподавателей. Отныне каждый выпускник этого учебного заведения мог продолжать свое образование в вузе.
Началась активная подготовка к новому 1918/19 учебному году. Все учащиеся училища были зачислены на соответствующие курсы техникума. Однако начать нормальные занятия не удалось: помешал контрреволюционный бичераховский мятеж.
Во время августовских событий 1918 года во Владикавказе в учебном городке начался пожар. Он охватил все здания. Имущество сгорело или было разграблено. Училище осталось без материальной базы.
Восстановление его началось уже после окончательной победы Советской власти на Тереке в 1920 году. Возникла труднейшая по тому времени проблема — найти помещение для училища. Во Владикавказе здании школьного типа, принадлежавших ведомству железных дорог, не было. Помогло правительство Горской республики. По его указанию город отвел училищу здания, которые находились на углу Сергиевской и Московской улиц (ныне угол улиц Кирова и Тамаева). Было выделено отдельное помещение и для общежития. Но отведенные помещения были небольшими и неприспособленными. Наладить в них учебный процесс, к тому же без необходимого оборудования, оказалось почти невозможным. И все же занятия велись, педагоги и учащиеся не хотели опускать руки, отступать перед трудностями.
Большую помощь училищу оказал Сергей Дмитриевич Марков. В 1920 году он был начальником Владикавказской железной дороги и уполномоченным ПКПС. Это был опытный инженер и прекрасный организатор. Жизнь его трагически оборвалась в ноябре 1922 года. Он пал жертвой злодейского нападения бандитов в одном из горных аулов Дагестана.
В архивах техникума сохранился документ — распоряжение Маркова: «Вплоть до восстановления сгоревших корпусов училища предоставить Средне-техническому строительному железнодорожному училищу здание бывшего женского железнодорожного общежития со всем его инвентарем». (Ныне в этом здании находится школа № 23).
Новоселье состоялось в 1921 году. В новом помещении разместились аудитории, кабинеты и лаборатории, учебные мастерские, общежитие, кухня и столовая. Для занятии не хватало, однако, весьма существенного — учебной базы. В период августовских событий и гражданской войны училище лишилось учебной базы не только для прохождения специальных предметов, относящихся к железнодорожной технике, но и для общеобразовательных дисциплин. Чтобы улучшить положение с учебной базой, оснастить кабинеты, лаборатории и учебные мастерские необходимым оборудованием, училище решило послать в Москву — ПКПС энергичного, инициативного товарища, который бы смог убедить комиссариат выделить необходимое для техникума оборудование и учебные пособия. Им оказался преподаватель Спекловский, который вернулся из Москвы, сопровождая вагон с ценнейшим учебным оборудованием и хозяйственным инвентарем. Богатое оборудование получили кабинет физики и лаборатория химии. Особенно доволен был библиотекарь, у которого значительно пополнились разделы учебной и технической литературы.
В распоряжение заведующего общежитием поступило большое количество постельных принадлежностей, которые в то время были особенно дефицитными. Так, благодаря помощи, оказанной техникуму в Москве, была создана такая учебная база, которой могло позавидовать любое учебное заведение Владикавказа.
В новых условиях училище стало готовить техников строительной специальности. По так как из Ростовского средне-технического училища выходили специалисты такого же профиля, то в 1922/23 учебном году по распоряжению ПКПС техникум стал готовить только техников паровозной специальности. Оно стало называться «Владикавказским техникумом железнодорожного транспорта». Оставшиеся группы учащихся-строителей были переведены в Ростовское училище для завершения учебы по своей специальности.
Работа железнодорожного техникума только стала налаживаться, как вдруг снова была дезорганизована. В середине учебного года начальник линейного отдела Владикавказской дороги Маевский решил разместить свой отдел в помещении техникума, так как, по его мнению, это учебное заведение следовало перевести в крупный железнодорожный узел—Минеральные Воды. Свое решение Маевский мотивировал тем, что, якобы, нахождение линейного отдела в городе Владикавказе — середине дороги — позволит успешнее бороться с технической разрухой, а этому в то время было подчинено все. Поэтому правление дороги приняло сторону Маевского.
Несмотря на неоднократные протесты администрации и учащихся, Маевский в первой половине ноября 1923 года осуществил свое решение — техникум был переведен в Минеральные Воды. Здесь техникуму предоставили небольшое помещение, в котором он не мог полностью разместиться. Не хватало места для аудиторий, кабинетов, лабораторий, а также для учебных мастерских, негде было разместить учебный и хозяйственный инвентарь. К тому же и общежитие пришлось создавать в этом же помещении, в ущерб учебным кабинетам и лабораториям.
Не все учащиеся переехали из Владикавказа, контингент их продолжал таять. По разным причинам не смогли покинуть город и многие преподаватели. Но нашлись и такие, которые согласились ездить каждый день на занятия из Владикавказа. Это были преподаватели М. М. Рыпипский, Г. В. Москаленко и другие. В этот период паше учебное заведение в шутку стали называть «техникумом па колесах».
Не успел коллектив обжиться па новом месте, как его постигло новое испытание. В начале апреля 1924 года Северо-Кавказский округ путей сообщения информировал администрацию техникума, что в конце учебного года он будет закрыт. Все его имущество надлежало передать Новороссийскому техникуму. Основанием послужило решение НКПС: вместо существовавших на Владикавказской дороге трех техникумов оставить только два, третий спять с бюджета п закрыть из-за недостатка средств. Вопрос о том, какие два техникума оставить, должен был решить округ, который, не вдаваясь глубоко в существо дела, издал приказ: «Ростовский и Новороссийский техникумы, как наиболее здоровые, т. е. с лучшей постановкой учебного дела, оставить, а Владикавказский, как неблагополучный, снять с бюджета и закрыть».
Телеграфное сообщение об этом решении округ послал правительству Горской республики. Естественно, что это решение взволновало не только коллектив техникума, по и государственные и общественные организации Горской республики. В Москву и ЦК РКП (б), Наркомиац, НКПС были отправлены телеграммы с просьбой рассмотреть и отменить ошибочное решение.
Одновременно с обсуждением вопросов, связанных с сохранением Владикавказского техникума, советские, партийные и общественные организации Горской республики высказали пожелание о его преобразовании в «Рабочий техникум путей сообщения», который бы давал специальное образование рабочей молодежи, представителям горских народов.
Для окончательного решения дела в Москву был послан директор техникума профессор А. И. Петрусов. При его участии в НКПС было принято следующее постановление:
«1. Отменить решение о закрытии Владикавказского техникума и в дальнейшем называть его «Рабочим техникумом путей сообщения».
2. Горской молодежи предоставлять при каждом приеме не менее 50 % мест.
3. Возвратить техникуму все имущество, переданное в Новороссийск, а также прежнее помещение.
4. Постоянным местом пребывание техникума, считать Владикавказ.
5. Обязать Северо-Кавказский округ путей сообщения перевести техникум обратно во Владикавказ».
Это постановление, несмотря на его четкость и категоричность, проводилось в жизнь с большими затруднениями. Так, 3 июня 1924 года округ сообщил, что освободить помещение, которое занимал техникум до перевода в Минводы, не представляется возможным, так как в нем уже разместилась железнодорожная начальная школа. Сообщалось также, что техникум может быть переведен обратно во Владикавказ при условии, если Горский ЦИК предоставит ему помещение в городском фонде и возьмет на себя расходы по отоплению, освещению и содержанию учебных корпусов. Горский ЦИК не принял предложения- округа и продолжал настаивать на выполнении постановления Н1<ПС. Энергично отстаивала своп права и администрация техникума.
Дело кончилось тем, что в том же году, во время летних каникул, из Новороссийска было возвращено имущество техникума. Однако округ так и не предоставил ему ведомственных помещений, и своего обещания восстановить прежние учебные корпуса после пожара не выполнил.
Учебное заведение осталось без крыши над головой. Правительство Горской республики вынуждено было помочь техникуму, хотя это оказалось далеко не просто.
Оно отвело для техникума помещение сначала в доме на Ростовской улице № 56, а затем по теперешней улице Маркова, 53.
В этих зданиях, после частичной их реконструкции, 12 октября 1924 года в торжественной обстановке, в присутствии представителей дороги и города, состоялось открытие Рабочего техникума путей сообщения. В нем насчитывалось уже 150 учащихся. Директор техникума профессор А. И. Петрусов ознакомил присутствовавших с вопросами реорганизации техникума, говорил о необходимости его дальнейшего оборудования, о налаживании учебного процесса, организации общежития.
Спустя некоторое время, техникум купил дом по улице Маркова, 56, который был использован под общежитие. В этом доме общежитие техникума находится до сих пор. Одновременно продолжалось приспособление помещений для учебных целей.
Много внимания было уделено оборудованию учебных мастерских. Оно успешно проводилось под руководством заведующего мастерскими А. С. Полевика. Было создано два цеха столярный и слесарно-механический. В мастерских появилась техническая новинка—вагранка, работавшая на жидком топливе, а не на коксе. Вагранка позволила создать литейный цех, для которого учащиеся сложили во дворе дома № 56 по ул. Маркова специальное помещение. Мастерские техникума, неплохо оборудованные, помогли впоследствии быстрее восстановить технический городок, сгоревший в августе 1918 года.
Так создались условия, необходимые для проведения, нормальных занятий. В 1925 году техникум готовился сделать первый выпуск техников-механиков паровозною хозяйства.
Администрация техникума, считая имеющиеся помещения неприспособленными для ведения занятий, при поддержке местных партийных и советских органов добилась разрешения на восстановление прежних помещений.
При содействии начальника отдела просвещения Владикавказской дороги К. К. Тепенкичнева ПКПС отпустил на восстановление зданий техникума необходимые средства.
В 1926 году приступили прежде всего к восстановлению трехэтажиого корпуса (ныне корпус № 1). Вместе со строителями в работу включился весь коллектив техникума, совмещая ее с учебными занятиями. Под руководством инструкторов учащиеся готовили в мастерских деревянные п металлические детали для восстановления зданий.
В восстановительных работах принял участие также коллектив Владикавказской железнодорожной профтехшколы.
В 1928 году учащиеся профтехшколы были влиты в техникум, в связи с этим было создано новое отделение — «Эксплуатация железных дорог».
Восстановление технического городка шло полным ходом. По рассказам ветеранов техникума Л. С.Полевика и И. И. Шамова, 5-й корпус и здание теперешней столовой только частично были разрушены. А 4-й корпус, пока техникум скитался по разным местам, был восстановлен правлением дороги и использовался дорожной типографией. Теперь здание это было освобождено и передано учебным мастерским, которые продолжали оснащаться ценным оборудованием. В новом помещении были установлены две вагранки: одна для получения чугунного литья, другая—для литья цветных металлов. Позже мастерские стали принимать заказы даже от промышленных предприятии Осетии. Так, литейный цех выполнил много отливок для механически* мастерских Владикавказского стеклотарно-изоляторного завода и
Бесланского маисового комбината. Для комбината, кроме отливок, по чертежам был изготовлен сложный а тома т. Средства, которые поступали в техникум от выполнения заказов, давали возможность приобретать новое учебное и техническое оборудование.
А. С. Полевик, под руководством которого были созданы отлично оборудованные учебные мастерские, один из старейших работников техникума. В 1952 году коллектив отметил его семидесятилетие и пятидесятилетие трудовой деятельности. После юбилея ветеран продолжал еще трудиться, и только в возрасте свыше восьмидесяти лет он ушел на пенсию.
В период восстановления техникума городской Совет отвел ему дополнительно одни гектар земли. После этого площадь технического городка увеличилась почти в два раза.
В 1928/29 учебном году, спустя десять лет после пожара, техникум начал занятия в своих прежних помещениях. Много труда, организационного таланта вложили в это дело начальник техникума профессор А. И. Петрусов, его заместитель по учебной части И. И. Ша- мов и начальник отдела просвещения Владикавказской дороги К. К. Тепенкичиев.
Высокий профессиональный уровень, педагогическое мастерство были присущи почти всему коллективу преподавателей техникума. Не зря открывшийся в начале 30-х годов Институт цветных металлов предложил преподавателям техникума вести по совместительству важнейшие предметы в институте. Среди них были такие знающие, заслуженные педагоги, как химик Г. В. Москаленко, преподаватель технической механики В. Н. Федоров, преподаватель черчения А. И. Сахаров и другие.
Техникум готовил в те годы специалистов одного профиля — техников-мехаииков паровозного хозяйства. Ведущим преподавателем по этой специальности был И. И. Шамов, инженер-механик. По его инициативе были созданы кабинеты паровых машин и котлов, двигателей внутреннего сгорания, автоматических тормозов, применявшихся в то время на транспорте. По его же инициативе были установлены двигатель дизеля мощностью двадцать пять лошадиных сил и динамомашина. Благодаря ему учебное заведение получило собственную электроэнергию для освещения технического городка. И. И. Шамов был крупный инженер, отлично знающий железнодорожную технику, всеми любимый преподаватель, внесший большой вклад в учебно-воспитательную работу, которую вел всю свою жизнь. Его авторитет как преподавателя и воспитателя был очень высок. Он отлично знал свой предмет, умел быстро войти в контакт со своими слушателями, заинтересовать их, привить им любовь к науке и труду. Учащиеся не только уважали Шамова, они боготворили его. Он подготовил огромную плеяду специалистов-железнодорожников, которые на практической работе показали знания, полученные у любимого педагога. Многие из его воспитанников занимают сейчас ответственные посты. В 1949 году коллектив техникума торжественно отметил сорокалетие его трудовой деятельности. Все его бывшие ученики, которые знали о юбилее, прислали ему поздравительные телеграммы почти со всех дорог Советскою Союза. И. И. Шамов работал в техникуме до конца жизни, являлся примером самого честного, добросовестного служения делу образования и воспитания советской молодежи в духе коммунистической морали.
Первый выпуск техников-мехаииков паровозного хозяйства состоялся в 1925 году. Железные дороги получили 15 новых специалистов. Каждый из них мог теперь не только работать по полученной специальности, но и поступать в любой вуз без предварительной сдачи экзамена на аттестат зрелости. 15 техников-мехаииков... Сейчас численность первого выпуска кажется незначительной. Но полвека назад это было успехом техникума, началом его большого дела — подготовки кадров для стальных магистралей.
Выполняя свой долг
Шла Великая Отечественная война. Все в стране перестраивалось на военный лад. В Орджоникидзе, пока фронт был еще далеко, во всех учебных заведениях, как всегда, в сентябре начались занятия. Но война все больше давала о себе знать, приближаясь к границам республики.
Многие преподаватели и сотрудники техникума были призваны в Советскую Армию. Ушли на фронт преподаватели Г. В. Гериев, А. Кузнецов, Титов, А.Н. Доморозов и другие.
Начавшиеся в сентябре занятия через два месяца были прекращены. Весь коллектив техникума: преподаватели, служащие, учащиеся, рабочие мастерских были направлены на строительство оборонительных сооружений.
Коллективом руководил в тот период заместитель начальника техникума Л. Е. Зубарев. Ближайшими его помощниками были коммунисты, преподаватели, стоявшие во главе учебных групп, следившие за дисциплиной и трудом своих питомцев, воодушевлявшие коллектив личным примером и горячим большевистским словом. Не покладая рук, самоотверженно трудился коллектив техникума, ежедневно перевыполняя дневную норму, потому что люди понимали важность своей работы, и честно выполняли свой патриотический долг перед Родиной. Большую роль играла в этом и воспитательная работа, беседы, которые проводили коммунисты и комсомольцы среди учащихся, разъясняя им задачи тыла, положение на фронтах, рассказывая о героизме советских людей.
За активное участие в оборонительных работах и успешное выполнение заданий Комитета обороны двенадцать преподавателей, а также учащиеся, сотрудники и рабочие мастерских техникума были награждены медалями «За оборону Кавказа». В их числе А. П. Степаненко, М. С. Казбеков, В. И. Шумаков, Н. 3. Переверзев, Н. М. Милюхии, А. Е. Зубарев и другие.
С оборонных работ коллектив техникума возвратился в начале марта 1942 года, а уже летом 1942 года, в связи с вторжением врага на Северный Кавказ, техникум получил распоряжение эвакуироваться в город Гори Грузинской ССР. Каникулы были отменены, в экстренном порядке в технический городок собран весь коллектив техникума. А 12 августа было предложено наследующий же день завершить подготовку к эвакуации.
В предельно короткое время люди провели демонтаж оборудования, упаковку и погрузку учебного, хозяйственного инвентаря, библиотеки.
Техникум эвакуировали двумя поездами: первый был отправлен в ночь с 13 па 14 августа 1942 года, второй — менее, чем через сутки после этого. Начальником первого эшелона назначили военрука Н. Д. Бочковского, а политическим руководителем — токаря мастерских коммуниста Н. М. Милюхина. В пути следования преподаватели, коммунисты проводили среди учащихся полит-беседы, знакомили их со сводками «Совинформбюро», призывали соблюдать дисциплину военного времени.
Прибывшему в Горн техникуму отвели здание школы. В ней удалось разместить мастерские, аудитории и некоторые кабинеты, организовать общежития на 60 человек. В полуподвальном помещении школы устроили кухню и столовую. Преподаватели же с семьями и около
100 учащихся оставались в вагонах-теплушках.
На фронтах шли кровопролитные бои, сражавшимся бойцам необходимо было доставлять все больше и больше оружия и военного снаряжения. Поэтому фронт требовал от тыла как можно больше кадров для железнодорожного транспорта.
Администрация техникума, сознавая всю ответственность за подготовку кадров, старалась не только сохранить, но и увеличить контингент учащихся. Работники техникума были командированы в ближайшие железнодорожные районы для сбора учащихся. Результаты командировок скоро сказались — в техникуме появилось около 100 новых учащихся.
В октябре 1942 года начались учебные занятия. Была установлена строжайшая дисциплина. Категорически запрещались опоздания и пропуски занятий.
Несмотря на трудности условий, принимались все меры, чтобы поднять успеваемость, наладить нормальный учебный процесс. Между тем не хватало жилья, начались затруднения с питанием, что, конечно, отрицательно сказывалось на здоровье и работоспособности молодежи. Администрация прилагала много усилий, чтобы улучшить питание учащихся в столовой, но возможностей для этого было тогда немного.
В в таких условиях коллектив сохранял бодрость, высокий политический и моральный дух, проявлял горячий патриотизм. По призыву партии и правительства коллектив активно включился в кампанию по сбору средств на строительство танковой колонны. Среди преподавателей, сотрудников и учащихся было собрано 52 674 рубля на танковую колонну «Орджоникидзевский железнодорожник». За проявленные высокие патриотические чувства, за сбор средств коллективу техникума выразило благодарность Верховное главнокомандование:
«Прошу передать преподавателям, студентам, рабочим, работницам и служащим Дзауджикауского техникума НKПC, собравшим 52 674 рубля на строительство танковой колонны «Орджоникидзевский железнодорожник», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
Между тем положение па фронтах Отечественной воины коренным образом изменилось. Историческая победа под Сталинградом, успешная битва за Кавказ позволили отогнать фашистские войска далеко на запад. Фронтовой Орджоникидзе вновь стал городом в тылу.
В феврале 1943 года у администрации техникума появилась возможность готовиться к возвращению в Орджоникидзе. Туда были направлены преподаватели чтобы провести прием учащихся на первые курсы. Одновременно с этим начальник мастерских Г. Л. Гагулаев вывез из Гори оборудование и организовал на старом месте слесарный цех на тридцать тисков. Несколько позднее в Орджоникидзе выехал завхоз техникума. Ему было поручено заняться подготовкой учебных помещений к занятиям, позаботиться об общежитии. Ему же дали задание обеспечить заявку на два вагона, чтобы во второй половине февраля отправить из Орджоникидзе некоторую часть оборудования и имущества техникума. Стремление вернуться в родной город было, разумеется, велико.
Именно поэтому частичная реэвакуация техникума началась еще до получения на это официального разрешения.Несмотря на желание всех как можно скорее вернуться в Орджоникидзе, учебные занятия в Гори продолжались своим ходом. В конце марта и начале мая 1943 года состоялся выпуск специалистов по профилю «движение и грузовая работа» и «техник-эксплуатационник», которые были тут же направлены на работу.
Давно ожидаемое распоряжение о реэвакуации техникум получил 17 мая 1943 года. Всему коллективу был объявлен порядок полной реэвакуации. Начальником эшелона назначили А. И. Черкасова.
Учащиеся и преподаватели возвращались на старое место воодушевленные, с желанием скорее увидеть родные стены, окунуться в привычную стихию. Коллектив техникума дружно взялся за приведение в порядок своего городка. Очищали двор от осколков снарядов и мусора, засыпали воронки от бомб, вставляли стекла. К счастью, ни одна вражеская бомба пе попала в здание, лишь в одном из них взрывная волна сорвала кровлю. Поэтому учебный и хозяйственный инвентарь удалось быстро установить, за исключением станочного оборудования мастерских, которое по приказу НКПС было передано предприятиям Гори, работавшим на оборону. Вскоре все наши мастерские были восстановлены полностью, заработали вагранки, ожил литейный цех. Мастерские начали работать в полную силу.
В 1943/44 учебном году техникум, занимаясь уже в своих помещениях, выпустил 26 специалистов железнодорожного транспорта. А в следующем учебном году техникум почти достиг довоенного уровня. Это позволило принять па первые курсы больше учащихся, чем в прошлые годы.
В год победного окончания Великой Отечественной войны, несмотря на трудности, которые создавала война, занятия в техникуме проходили нормально. Учебные планы и программы осуществлялись в пределах намеченных календарных сроков. К концу 1944/45 учебного года техникум получил из Москвы план приема на следующий год, который предусматривал принятие на первые курсы увеличенного контингента учащихся, в том числе две учебные группы тепловозной специальности. Это было вызвано тем, что вместо устаревшей неэкономичной паровозной тяги решено было ввести на железных дорогах страны новый прогрессивный вид тяги — тепловозный. Для эксплуатации тепловозных локомотивов техникуму поручалось готовить кадры техников-механиков тепловозного хозяйства.
В конце апреля 1945 года, за несколько дней до Победы, техникум вручил дипломы большой группе учащихся. Стальные магистрали страны получили 40 техников-электриков, 34 техника-эксплуатационника и 10 техников по сварке. Одновременный выпуск 84-х специалистов-железнодорожников был большим событием в то времени.
Коллектив техникума честно выполнил свой долг перед страной в годы Великой Отечественной войны. Многие выпускники техникума самоотверженно работали на железных дорогах во фронтовой полосе, помогая нашим советским воинам громить ненавистного врага.
На новых рубежах
Страна залечивала тяжелые раны, нанесенные фашистским нашествием, восстанавливала народное хозяйство, выходила па новые рубежи своего развития. На новые, послевоенные рубежи вышел и коллектив техникума.
В послевоенные годы техникум стал готовить техников многих специальностей: эксплуатационников, электриков по автоматике, телемеханике и проводной связи, технологов по сварке, техников-мехаииков вагонного и тепловозного хозяйства.
Только по названиям некоторых специальностей уже можно судить, что техникум вместе с железнодорожным транспортом страны шел по пути технического прогресса.
Сегодня техникум является современным, динамично развивающимся учебным заведением. В учебном процессе широко используются компьютеры, мультимедийные проекторы, обучающе-контролирующие программы, автоматизированные тренажеры, имитирующие производственные ситуации. Пять компьютерных классов имеют доступ к сети Интернет, учащиеся регулярно проходят различные тестирования, позволяющие оценить качество полученных знаний. Функционирует спортивный комплекс оснащенный новыми тренажерами, большим игровым залом, залом для настольного тенниса, работают спортивные секции по веломпорту, баскетболу, волейболу, ОФП. Регулярно проводятся соревнования как городского так и республиканского уровней. Ежегодно проводится спартакиада ОАО "РЖД", в которой принимают участие студенты из всех учебных групп. Имеется актовый зал, оснащенный мультимедийным оборудованием для показа фильмов, музыкальной и звуковой аппаратурой, регулярно проводятся различные культурно-массовые мероприятия. Библиотека техникума насчитывает свыше 30 000 экземпляров книг и журналов, регулярно происходит поступление новой литературы и периодических изданий. Библиотека так же имеет доступ в сеть Интернет. На базе библиотеки проводятся различные мероприятия: выставки, книжные обзоры, беседы, викторины.
Владикавказский техникум железнодорожного транспорта - филиал РГУПС - по праву зовется кузницей железнодорожных кадров. Идя по пути развития и совершенствования, чтя славные традиции сложившиеся за все время его работы, техникум уверенно продолжает готовить высококвалифицированных специалистов для стальных магистралей России. С каждым годом количество желающих пополнить его ряды студентов все выше, это значит что техникум еще долгие годы будет работать на благо страны, на благо России!
Три четверти века назад
Уходил в прошлое XIX век. Россия стремительно шла по пути капиталистического развития, освобождаясь от пут феодализма и пытаясь преодолеть вековое отставание в промышленности. Строились новые заводы и фабрики, прокладывались железные дороги, включавшие окраины империи в экономический оборот страны.
В конце XIX века была построена Ростово-Владикавказская железная дорога, вызвавшая оживление в хозяйственной и культурной жизни крупного района Северного Кавказа. Дорога, дальнейшая постройка ее ветвей выдвигают новые задачи. В городах и заводских поселках ширятся ряды пролетариата. Но развивающаяся промышленность и транспорт нуждались не только в рабочих руках, требовались также техники и инженеры различных специальностей.
Появилась острая необходимость в подготовке специалистов для технического обслуживания железной дороги. В связи с этим еще в начале 1901 года Владикавказская городская дума обсуждала вопрос о постройке в городе вагоноремонтных мастерских и открытии специального технического училища, о чем сообщила 20 апреля 1901 года местная газета «Терские ведомости».
21 июня 1901 года правление общества Владикавказской железной дороги обратилось в Министерство пу* тей сообщения с ходатайством об открытии в центре этой дороги технического железнодорожного училища. Свое ходатайство правление мотивировало тем, что протяженность Владикавказской железной дороги увеличивается, а вместе с этим возрастает и потребность в технически подготовленных кадрах, которые должны обслуживать дорогу. А единственное училище, находившееся в Ростове-на-Дону, уже не могло обеспечить всю Владикавказскую дорогу необходимыми специалистами. Кроме того, как подчеркивалось в ходатайстве, у железнодорожников появилась тяга к обучению своих детей в технических училищах, а возможности для этого очень ограничены.
Правление считало необходимым при училище устроить общежитие, чтобы учащиеся имели возможность жить и учиться в нормальных условиях. Для ускорения дела правление просило Министерство путей сообщения разрешить открыть училище пока в наемном помещении, не ожидая строительства новых зданий.
Тогдашний министр путей сообщения М. Хилков доложил о просьбе правления общества Владикавказской железной дороги правительству. И^вот; спустя год, просьба общества, наконец, была удовлетворена. С 1902/1903 учебного года во Владикавказе предстояло открыть новое учебное заведение, призванное обеспечивать дорогу квалифицированными кадрами. Начальником училища был назначен инспектор Харьковского технического училища А. И. Подушко. Организаторы училища проделали огромную подготовительную работу, чтобы к началу учебного года обеспечить училище необходимым оборудованием, учебным материалом.
5 июня 1902 года министерство направило управляющему Владикавказской железной дороги тридцать экземпляров объявления о наборе в новое техническое училище на 1902/1903 учебный год, которые были распространены по всей линии железной дороги.
На первый учебный год училищу установили весьма скромный штат: начальник училища, законоучитель, заведующий учебными мастерскими, надзиратель, врач и преподаватель чистописания. Казначейство перевело кредиты на содержание училища. На заработную плату, приобретение учебных пособии и материалов для занятий учеников по ремеслам и на канцелярские расходы было отпущено 3875 рублей. На хозяйственные нужды училища и на наем для него временного помещения — 5000 рублей.
Закончить строительство новых зданий для училища предполагалось не ранее, как через два года. Поэтому на Вокзальном проспекте (ныне улица Маркова, 69) наняли временное помещение для двух классов, двух мастерских и квартиру для начальника училища.
Тут же приступили к оборудованию учебных мастерских, классов, подобрали пособия необходимые для проведения занятий.
Заблаговременно в местных газетах поместили объявление об открытии училища и об условиях приема в него. Летом провели приемные испытания по русскому языку и математике в объеме программы двухклассных училищ. 30 юношей в возрасте от 14 до 18 лет, показазвшие лучшие знания, были зачислены в техническое училище с оплатой за обучение 10 рублей в год. Кстати, среди юношей, поступивших в училище в 1902 году, был один осетин из селения Далагкау М. Хадарцев, об этом повествует «Терский календарь» 1904 года.
Вся подготовка к занятиям была завершена ко 2 сентябри 1902 года. В тот день начальник училища отправил в адрес учебного отдела МПС телеграмму следующего содержания: «2 сентября сего года во Владикавказском техническом училище совершено молебствие, начались классные занятия».
Как и предполагалось, через два года новые помещения для училища были построены. Они расположились рядом с вагоноремонтными мастерскими, с северо-восточной стороны, на той же территории, где в настоящее время и находится техникум. Однако площадь его тогда была в два раза меньше, чем сейчас.
Правление Владикавказской дороги, хорошо понимая значение подготовки кадров для железнодорожного транспорта, не пожалело средств на строительство училища. Всего было возведено пять корпусов и несколько небольших кладовых и подсобных помещений.
Один трехэтажный корпус (ныне корпус № 1) был отведен под общежитие, столовую и кухню, гардеробы и других хозяйственных целей. В одном из одноэтажных корпусов помещались баня и прачечная, в другом— квартира начальника училища. Два остальных двухэтажных корпуса использовались для учебных целей.
До революции преподавание в училище было направлено на подготовку «второстепенных техников для железнодорожных служб», т. е. специалистов невысокой квалификации. Курс обучения был трехлетним. Окончившие училище получали свидетельства, затем их направляли на железную дорогу, где они не менее двух лет проходили практику, занимая технические должности. Окончив практику, выпускники возвращались в училище, представляли отзывы о своей работе, затем их знания проверялись еще специальной комиссией. Выдержавшие экзамен получали аттестаты о полном окончании технического железнодорожного училища.
Содержалось училище за счет средств училищного фонда, создававшегося, ежегодным внесением акционерами дороги по 15 рублей с каждой вёрсты протяжения главных путей железной дороги.
По положению оно было открытым учебным заведением, но практически в него принимались преимущественно дети железнодорожников. А с течением времени это стало традицией. Правление дороги открывало для детей железнодорожников специальные подготовительные курсы с 5 июня по 20 августа на станции Невинномысской.
С годами преподавательский состав училища пополнялся более подготовленными специалистами. К преподаванию технических предметов привлекались инженеры, а общеобразовательных — преподаватели городских школ. Однако училище продолжало выпускать «второстепенных техников», то есть не давало выпускникам среднего образования.
В таком виде училище просуществовало 16 лет, вплоть до Великого Октября. За это время оно подготовило и выпустило всего 420 техников. Среди них, за редким исключением, почти не было представителей горских народов Кавказа. Это положение соответствовало той политике угнетения и великодержавного шовинизма, которую царизм проводил на Кавказе. Во время постройки Владикавказской дороги и после ввода ее в действие администрация дороги дала указание воздерживаться от приема «инородцев Кавказа» на любые работы.