Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало новой эре в истории человечества, создала все условия для всестороннего развития человека. С первых же дней Советской власти образование, наука, все сферы деятельности человеческого ума становятся предметом постоянной заботы коммунистической партии и социалистического государства. Буквально с первых дней существования Советской власти и в центре, и на местах начался поход за то, чтобы приобщить трудовые массы к культуре, помочь им овладеть знаниями, ибо в этом был залог успешного строительства нового социалистического общества.
Образование трудящихся, подготовка кадров для народного хозяйства стала предметом первостепенной важности и заботы правительства Терской Советской республики. Послевоенная разруха, голод, ожесточенная борьба с контрреволюцией — в таких тяжелейших условиях во Владикавказе в 1918 году открывается первое высшее учебное заведение — Политехнический институт (ныне Горский сельскохозяйственный институт). В том же году Владикавказское железнодорожное училище реорганизуется в техникум.
Новая программа обучения давала возможность учащимся техникума получить не только среднее специальное, но и среднее общее образование, о чем уж давно мечтал коллектив преподавателей. Отныне каждый выпускник этого учебного заведения мог продолжать свое образование в вузе.
Началась активная подготовка к новому 1918/19 учебному году. Все учащиеся училища были зачислены на соответствующие курсы техникума. Однако начать нормальные занятия не удалось: помешал контрреволюционный бичераховский мятеж.
Во время августовских событий 1918 года во Владикавказе в учебном городке начался пожар. Он охватил все здания. Имущество сгорело или было разграблено. Училище осталось без материальной базы.
Восстановление его началось уже после окончательной победы Советской власти на Тереке в 1920 году. Возникла труднейшая по тому времени проблема — найти помещение для училища. Во Владикавказе здании школьного типа, принадлежавших ведомству железных дорог, не было. Помогло правительство Горской республики. По его указанию город отвел училищу здания, которые находились на углу Сергиевской и Московской улиц (ныне угол улиц Кирова и Тамаева). Было выделено отдельное помещение и для общежития. Но отведенные помещения были небольшими и неприспособленными. Наладить в них учебный процесс, к тому же без необходимого оборудования, оказалось почти невозможным. И все же занятия велись, педагоги и учащиеся не хотели опускать руки, отступать перед трудностями.
Большую помощь училищу оказал Сергей Дмитриевич Марков. В 1920 году он был начальником Владикавказской железной дороги и уполномоченным ПКПС. Это был опытный инженер и прекрасный организатор. Жизнь его трагически оборвалась в ноябре 1922 года. Он пал жертвой злодейского нападения бандитов в одном из горных аулов Дагестана.
В архивах техникума сохранился документ — распоряжение Маркова: «Вплоть до восстановления сгоревших корпусов училища предоставить Средне-техническому строительному железнодорожному училищу здание бывшего женского железнодорожного общежития со всем его инвентарем». (Ныне в этом здании находится школа № 23).
Новоселье состоялось в 1921 году. В новом помещении разместились аудитории, кабинеты и лаборатории, учебные мастерские, общежитие, кухня и столовая. Для занятии не хватало, однако, весьма существенного — учебной базы. В период августовских событий и гражданской войны училище лишилось учебной базы не только для прохождения специальных предметов, относящихся к железнодорожной технике, но и для общеобразовательных дисциплин. Чтобы улучшить положение с учебной базой, оснастить кабинеты, лаборатории и учебные мастерские необходимым оборудованием, училище решило послать в Москву — ПКПС энергичного, инициативного товарища, который бы смог убедить комиссариат выделить необходимое для техникума оборудование и учебные пособия. Им оказался преподаватель Спекловский, который вернулся из Москвы, сопровождая вагон с ценнейшим учебным оборудованием и хозяйственным инвентарем. Богатое оборудование получили кабинет физики и лаборатория химии. Особенно доволен был библиотекарь, у которого значительно пополнились разделы учебной и технической литературы.
В распоряжение заведующего общежитием поступило большое количество постельных принадлежностей, которые в то время были особенно дефицитными. Так, благодаря помощи, оказанной техникуму в Москве, была создана такая учебная база, которой могло позавидовать любое учебное заведение Владикавказа.
В новых условиях училище стало готовить техников строительной специальности. По так как из Ростовского средне-технического училища выходили специалисты такого же профиля, то в 1922/23 учебном году по распоряжению ПКПС техникум стал готовить только техников паровозной специальности. Оно стало называться «Владикавказским техникумом железнодорожного транспорта». Оставшиеся группы учащихся-строителей были переведены в Ростовское училище для завершения учебы по своей специальности.
Работа железнодорожного техникума только стала налаживаться, как вдруг снова была дезорганизована. В середине учебного года начальник линейного отдела Владикавказской дороги Маевский решил разместить свой отдел в помещении техникума, так как, по его мнению, это учебное заведение следовало перевести в крупный железнодорожный узел—Минеральные Воды. Свое решение Маевский мотивировал тем, что, якобы, нахождение линейного отдела в городе Владикавказе — середине дороги — позволит успешнее бороться с технической разрухой, а этому в то время было подчинено все. Поэтому правление дороги приняло сторону Маевского.
Несмотря на неоднократные протесты администрации и учащихся, Маевский в первой половине ноября 1923 года осуществил свое решение — техникум был переведен в Минеральные Воды. Здесь техникуму предоставили небольшое помещение, в котором он не мог полностью разместиться. Не хватало места для аудиторий, кабинетов, лабораторий, а также для учебных мастерских, негде было разместить учебный и хозяйственный инвентарь. К тому же и общежитие пришлось создавать в этом же помещении, в ущерб учебным кабинетам и лабораториям.
Не все учащиеся переехали из Владикавказа, контингент их продолжал таять. По разным причинам не смогли покинуть город и многие преподаватели. Но нашлись и такие, которые согласились ездить каждый день на занятия из Владикавказа. Это были преподаватели М. М. Рыпипский, Г. В. Москаленко и другие. В этот период паше учебное заведение в шутку стали называть «техникумом па колесах».
Не успел коллектив обжиться па новом месте, как его постигло новое испытание. В начале апреля 1924 года Северо-Кавказский округ путей сообщения информировал администрацию техникума, что в конце учебного года он будет закрыт. Все его имущество надлежало передать Новороссийскому техникуму. Основанием послужило решение НКПС: вместо существовавших на Владикавказской дороге трех техникумов оставить только два, третий спять с бюджета п закрыть из-за недостатка средств. Вопрос о том, какие два техникума оставить, должен был решить округ, который, не вдаваясь глубоко в существо дела, издал приказ: «Ростовский и Новороссийский техникумы, как наиболее здоровые, т. е. с лучшей постановкой учебного дела, оставить, а Владикавказский, как неблагополучный, снять с бюджета и закрыть».
Телеграфное сообщение об этом решении округ послал правительству Горской республики. Естественно, что это решение взволновало не только коллектив техникума, по и государственные и общественные организации Горской республики. В Москву и ЦК РКП (б), Наркомиац, НКПС были отправлены телеграммы с просьбой рассмотреть и отменить ошибочное решение.
Одновременно с обсуждением вопросов, связанных с сохранением Владикавказского техникума, советские, партийные и общественные организации Горской республики высказали пожелание о его преобразовании в «Рабочий техникум путей сообщения», который бы давал специальное образование рабочей молодежи, представителям горских народов.
Для окончательного решения дела в Москву был послан директор техникума профессор А. И. Петрусов. При его участии в НКПС было принято следующее постановление:
«1. Отменить решение о закрытии Владикавказского техникума и в дальнейшем называть его «Рабочим техникумом путей сообщения».
2. Горской молодежи предоставлять при каждом приеме не менее 50 % мест.
3. Возвратить техникуму все имущество, переданное в Новороссийск, а также прежнее помещение.
4. Постоянным местом пребывание техникума, считать Владикавказ.
5. Обязать Северо-Кавказский округ путей сообщения перевести техникум обратно во Владикавказ».
Это постановление, несмотря на его четкость и категоричность, проводилось в жизнь с большими затруднениями. Так, 3 июня 1924 года округ сообщил, что освободить помещение, которое занимал техникум до перевода в Минводы, не представляется возможным, так как в нем уже разместилась железнодорожная начальная школа. Сообщалось также, что техникум может быть переведен обратно во Владикавказ при условии, если Горский ЦИК предоставит ему помещение в городском фонде и возьмет на себя расходы по отоплению, освещению и содержанию учебных корпусов. Горский ЦИК не принял предложения- округа и продолжал настаивать на выполнении постановления Н1<ПС. Энергично отстаивала своп права и администрация техникума.
Дело кончилось тем, что в том же году, во время летних каникул, из Новороссийска было возвращено имущество техникума. Однако округ так и не предоставил ему ведомственных помещений, и своего обещания восстановить прежние учебные корпуса после пожара не выполнил.
Учебное заведение осталось без крыши над головой. Правительство Горской республики вынуждено было помочь техникуму, хотя это оказалось далеко не просто.
Оно отвело для техникума помещение сначала в доме на Ростовской улице № 56, а затем по теперешней улице Маркова, 53.
В этих зданиях, после частичной их реконструкции, 12 октября 1924 года в торжественной обстановке, в присутствии представителей дороги и города, состоялось открытие Рабочего техникума путей сообщения. В нем насчитывалось уже 150 учащихся. Директор техникума профессор А. И. Петрусов ознакомил присутствовавших с вопросами реорганизации техникума, говорил о необходимости его дальнейшего оборудования, о налаживании учебного процесса, организации общежития.
Спустя некоторое время, техникум купил дом по улице Маркова, 56, который был использован под общежитие. В этом доме общежитие техникума находится до сих пор. Одновременно продолжалось приспособление помещений для учебных целей.
Много внимания было уделено оборудованию учебных мастерских. Оно успешно проводилось под руководством заведующего мастерскими А. С. Полевика. Было создано два цеха столярный и слесарно-механический. В мастерских появилась техническая новинка—вагранка, работавшая на жидком топливе, а не на коксе. Вагранка позволила создать литейный цех, для которого учащиеся сложили во дворе дома № 56 по ул. Маркова специальное помещение. Мастерские техникума, неплохо оборудованные, помогли впоследствии быстрее восстановить технический городок, сгоревший в августе 1918 года.
Так создались условия, необходимые для проведения, нормальных занятий. В 1925 году техникум готовился сделать первый выпуск техников-механиков паровозною хозяйства.
Администрация техникума, считая имеющиеся помещения неприспособленными для ведения занятий, при поддержке местных партийных и советских органов добилась разрешения на восстановление прежних помещений.
При содействии начальника отдела просвещения Владикавказской дороги К. К. Тепенкичнева ПКПС отпустил на восстановление зданий техникума необходимые средства.
В 1926 году приступили прежде всего к восстановлению трехэтажиого корпуса (ныне корпус № 1). Вместе со строителями в работу включился весь коллектив техникума, совмещая ее с учебными занятиями. Под руководством инструкторов учащиеся готовили в мастерских деревянные п металлические детали для восстановления зданий.
В восстановительных работах принял участие также коллектив Владикавказской железнодорожной профтехшколы.
В 1928 году учащиеся профтехшколы были влиты в техникум, в связи с этим было создано новое отделение — «Эксплуатация железных дорог».
Восстановление технического городка шло полным ходом. По рассказам ветеранов техникума Л. С.Полевика и И. И. Шамова, 5-й корпус и здание теперешней столовой только частично были разрушены. А 4-й корпус, пока техникум скитался по разным местам, был восстановлен правлением дороги и использовался дорожной типографией. Теперь здание это было освобождено и передано учебным мастерским, которые продолжали оснащаться ценным оборудованием. В новом помещении были установлены две вагранки: одна для получения чугунного литья, другая—для литья цветных металлов. Позже мастерские стали принимать заказы даже от промышленных предприятии Осетии. Так, литейный цех выполнил много отливок для механически* мастерских Владикавказского стеклотарно-изоляторного завода и
Бесланского маисового комбината. Для комбината, кроме отливок, по чертежам был изготовлен сложный а тома т. Средства, которые поступали в техникум от выполнения заказов, давали возможность приобретать новое учебное и техническое оборудование.
А. С. Полевик, под руководством которого были созданы отлично оборудованные учебные мастерские, один из старейших работников техникума. В 1952 году коллектив отметил его семидесятилетие и пятидесятилетие трудовой деятельности. После юбилея ветеран продолжал еще трудиться, и только в возрасте свыше восьмидесяти лет он ушел на пенсию.
В период восстановления техникума городской Совет отвел ему дополнительно одни гектар земли. После этого площадь технического городка увеличилась почти в два раза.
В 1928/29 учебном году, спустя десять лет после пожара, техникум начал занятия в своих прежних помещениях. Много труда, организационного таланта вложили в это дело начальник техникума профессор А. И. Петрусов, его заместитель по учебной части И. И. Ша- мов и начальник отдела просвещения Владикавказской дороги К. К. Тепенкичиев.
Высокий профессиональный уровень, педагогическое мастерство были присущи почти всему коллективу преподавателей техникума. Не зря открывшийся в начале 30-х годов Институт цветных металлов предложил преподавателям техникума вести по совместительству важнейшие предметы в институте. Среди них были такие знающие, заслуженные педагоги, как химик Г. В. Москаленко, преподаватель технической механики В. Н. Федоров, преподаватель черчения А. И. Сахаров и другие.
Техникум готовил в те годы специалистов одного профиля — техников-мехаииков паровозного хозяйства. Ведущим преподавателем по этой специальности был И. И. Шамов, инженер-механик. По его инициативе были созданы кабинеты паровых машин и котлов, двигателей внутреннего сгорания, автоматических тормозов, применявшихся в то время на транспорте. По его же инициативе были установлены двигатель дизеля мощностью двадцать пять лошадиных сил и динамомашина. Благодаря ему учебное заведение получило собственную электроэнергию для освещения технического городка. И. И. Шамов был крупный инженер, отлично знающий железнодорожную технику, всеми любимый преподаватель, внесший большой вклад в учебно-воспитательную работу, которую вел всю свою жизнь. Его авторитет как преподавателя и воспитателя был очень высок. Он отлично знал свой предмет, умел быстро войти в контакт со своими слушателями, заинтересовать их, привить им любовь к науке и труду. Учащиеся не только уважали Шамова, они боготворили его. Он подготовил огромную плеяду специалистов-железнодорожников, которые на практической работе показали знания, полученные у любимого педагога. Многие из его воспитанников занимают сейчас ответственные посты. В 1949 году коллектив техникума торжественно отметил сорокалетие его трудовой деятельности. Все его бывшие ученики, которые знали о юбилее, прислали ему поздравительные телеграммы почти со всех дорог Советскою Союза. И. И. Шамов работал в техникуме до конца жизни, являлся примером самого честного, добросовестного служения делу образования и воспитания советской молодежи в духе коммунистической морали.
Первый выпуск техников-мехаииков паровозного хозяйства состоялся в 1925 году. Железные дороги получили 15 новых специалистов. Каждый из них мог теперь не только работать по полученной специальности, но и поступать в любой вуз без предварительной сдачи экзамена на аттестат зрелости. 15 техников-мехаииков... Сейчас численность первого выпуска кажется незначительной. Но полвека назад это было успехом техникума, началом его большого дела — подготовки кадров для стальных магистралей.