Версия для слабовидящих

Исторический очерк

Листая прошлого страницы...

История техникума

Владикавказский техникум железнодорожного транспорта является старейшим учебным заведением не только в Северной Осетии но и на всем Северном Кавказе. Основан он был 2 сентября 1902 года. Все это время техникум готовил высококвалифицированных специалистов для железных дорог нашей страны. На сегодняшний день техникум является филиалом ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный университет путей сообщения" и представляет собой современное, динамично развивающееся учебное заведение оснащенное современным компьютерным оборудованием, тренажерами, обучающими и контролирующими компьютерными программами, всем необходимым для творческого и физического развития будущих железнодорожников

 

В годы первых пятилеток

Залечив раны, нанесенные гражданской войной, Советская страна вступила па путь индустриализации. Началась борьба за воплощение в жизнь первых предвоенных пятилеток. Сооружались электростанции, шахты, заводы, фабрики. Прокладывались новые железные дороги и многочисленные подъездные пути к первенцам советской индустрии — новым заводам и фабрикам.
Для строек, действующих предприятий и железных дорог требовалась многочисленная армия квалифицированных кадров и прежде всего инженеров и специалистов среднего звена.
В этих условиях возросло значение всех технических учебных заведений страны. В связи с ростом железно-дорожного транспорта Народный Комиссариат путей сообщения обязывает Владикавказский техникум значительно увеличить число лиц, принимаемых в техникум, чтобы давать стране больше специалистов железнодорожного транспорта. Решая эти задачи, техникум призван был уделить особое внимание подготовке квалифицированных кадров из среды горской молодежи.
В то время это была сложная задача, так как основная масса молодых горцев не имела подготовки к учебе в техникуме. Чтобы дать возможность представителям коренных национальностей Северного Кавказа поступить в техникум, в нем стали открывать двух- и одногодичные курсы, которые полностью оправдали себя. С каждым годом число горцев, обучавшихся в техникуме, росло.
Так, если в 1926 году в техникуме учился всего один горец-осетин, то в 1933 году их было уже 9 человек. В 1934 году было принято 11 осетин и 1 ингуш, а в 1936 году — 18 осетин, 5 чеченцев и 1 ингуш. В 1939 году в техникуме обучалось уже около 25 осетин. Всего же с 1925 года до начала Великой Отечественной войны тех¬никум подготовил около 180 специалистов — представителей народов Кавказа.
Практика подготовки горцев через подкурсы продолжалась до 1936 года, когда подкурсы стали излишними, так как теперь с каждым годом горская молодежь приходила поступать в техникум со все более высокой общеобразовательной подготовкой.
В годы первой пятилетки техникум готовил техников паровозного хозяйства с двумя уклонами -теплотехни¬ческим и ремонтным. Железнодорожников этих специальностей техникум готовил до 1933 года. За одиннадцать предшествовавши, лет было подготовлено и выпущено 358 техников-механиков паровозного хозяйства. Наиболее подготовленные техники, выполнявшие темы дипломных работ во время практической службы на транспорте, проявили такие исключительные способности и по¬знания, что дипломные работы написали на уровне ин¬женерных. После ходатайства администрации они были допущены в квалификационную комиссию Московского электротехнического института железнодорожного тран-спорта. Защитив дипломные проекты, выпускники наше¬го техникума получили звания инженеров узкой специ¬альности.
Техникум готовил кадры и другого профиля. В 1928 году было открыто отделение эксплуатации железных дорог, которое существует до настоящего времени.
Идя навстречу рабочим вагоноремонтных мастер¬ских, в 1929 году техникум открыл вечернее отделение для подготовки техников-механиков вагонного хозяйст¬ва. На этом отделении в основном учились начальники цехов и их заместители, мастера и рабочие вагоноремонтных мастерских.
В этот же период при техникуме был открыт филиал Ростовского института путей сообщения, готовивший специалистов вагонного хозяйства. В филиале существо¬вали две группы. В одной из них учились дипломирован¬ные техники вагоноремонтного завода, преобразованно¬го из мастерских, в другом — рабочие и служащие ВРЗ и другие железнодорожники, имеющие общее среднее образование. Филиал просуществовал до 19-12 года и был закрыт в связи с военным временем. В 50-х годах работа филиала возобновилась.
В 1934 году на XVII съезде партии был принят второй пятилетний план народного хозяйства СССР. В плане ставилась основная задача: завершить техническую реконструкцию народного хозяйства, при этом особо подчеркивалась неразрывная связь технической реконструкции с подготовкой кадров.
В то время Коммунистическая партия дала четкий лозунг народу: «Кадры, овладевшие техникой, решают все». Каждая отрасль хозяйства обязана была подготовить такие кадры, которые могли бы осуществить у себя техническую реконструкцию. Именно такие кадры должен был готовить для социалистического железнодорожного транспорта и наш техникум.
Чтобы решить эту задачу, нужно было решительно улучшить учебную базу и педагогический процесс, особо обратив внимание на технические дисциплины и производственную практику.
Большую помощь в то время техникум оказал учебному комбинату ВРЗ в подготовке и повышении квалификации рабочих массовых профессий. При самом техникуме были организованы курсы по подготовке и повышению квалификации мастеров, нормировщиков, дежурных по станции и других специалистов.
Во второй пятилетке, в 1934/35 учебном году, техникум открыл дневное отделение вагонного хозяйства, основой для которого послужили младшие курсы закрытого отделения паровозного хозяйства. Эго отделение возглавил молодой инженер А. Е. Зубарев. Оп читал основные дисциплины по вагонной специальности. Отделение было также закрыто в военное время, успев подготовить и выпустить 292 техника-механика вагонного хозяйства.
В 1933 году было положено начало отделению электротехнической специальности, которое стало называться «Связь, централизация и блокировка». Преподаватели Карцев, Н. П. Мечов, А. Я. Победин, В. И. Шумаков, работавшие на этом отделении, организовали кабинет с ценным оборудованием.
Таким образом, Орджоникидзевский техникум железнодорожного транспорта в третьей предвоенной пятилетке имел уже три отделения: движение и грузовая работа; вагонное хозяйство; связь, централизация и блокировка.
С каждым годом совершенствовалась учебно-воспитательная работа. Создавались методические предметные комиссии, которые рассматривали учебные планы по отдельным предметам, оценивали воспитательную работу классных руководителей.
В определенные дни устраивались открытые уроки, на которых присутствовали директор или завуч техникума, начальники отделений и председатели методических комиссий. В порядке обмена опытом практиковалось и взаимопосещение уроков преподавателями.
Все эти мероприятия повышали уровень преподавательской работы и способствовали улучшению качества подготовки специалистов.Важную роль в учебно-воспитательной работе техни¬ума играл комитет комсомола, который под руководст¬ом партийной организации проводил большую массово- политическую и воспитательную работу. Члены комитета были ответственны за проведение лекций на международные темы, докладов по различным областям знаний. Комсомольцы были инициаторами и в организации самодеятельных художественных кружков, спортивных соревнований. Не была забыта и оборонная работа: стрелковые соревнования, туристские и альпинистские походы, тренировочные марши в противогазах и другие мероприятия.
Несколько лет комсомольской работой в техникуме руководил секретарь комитета Дахкильгов Шукри, который был душой комсомольской организации. Комсомольцы вместе со своим вожаком были ревностными поборниками отличной успеваемости и примерной дисциплины в техникуме. Это помогало педагогическому коллективу с каждым годом улучшать качество подготовки специалистов, давать не более глубокие и разносторонние знания. Об этом свидетельствовали отзывы, получаемые из учреждений и предприятий, в которых работали выпускники техникума.
1940/41 учебный год техникум закончил уже в военное время. Было выпущено 30 техников, из них 16— вагонников н 14—эксплуатационников.
Для коллектива железнодорожного техникума, как и для всего советского народа, настали дни тяжелых испытаний.

В первые годы советской власти

Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало новой эре в истории человечества, создала все условия для всестороннего развития чело­века. С первых же дней Советской власти образование, наука, все сферы деятельности человеческого ума стано­вятся предметом постоянной заботы коммунистической партии и социалистического государства. Буквально с первых дней существования Советской власти и в центре, и на местах начался поход за то, чтобы приобщить тру­довые массы к культуре, помочь им овладеть знаниями, ибо в этом был залог успешного строительства нового социалистического общества.
 
Образование трудящихся, подготовка кадров для на­родного хозяйства стала предметом первостепенной важ­ности и заботы правительства Терской Советской рес­публики. Послевоенная разруха, голод, ожесточенная борьба с контрреволюцией — в таких тяжелейших усло­виях во Владикавказе в 1918 году открывается первое высшее учебное заведение — Политехнический институт (ныне Горский сельскохозяйственный институт). В том же году Владикавказское железнодорожное училище реорганизуется в техникум.
 
Новая программа обучения давала возможность уча­щимся техникума получить не только среднее специаль­ное, но и среднее общее образование, о чем уж давно мечтал коллектив преподавателей. Отныне каждый вы­пускник этого учебного заведения мог продолжать свое образование в вузе. 
 
Началась активная подготовка к новому 1918/19 учебному году. Все учащиеся училища были зачислены на соответствующие курсы техникума. Однако начать нормальные занятия не удалось: помешал контррево­люционный бичераховский мятеж.
 
Во время августовских событий 1918 года во Влади­кавказе в учебном городке начался пожар. Он охватил все здания. Имущество сгорело или было разграб­лено. Училище осталось без материальной базы.
 
Восстановление его началось уже после окончатель­ной победы Советской власти на Тереке в 1920 году. Возникла труднейшая по тому времени проблема — най­ти помещение для училища. Во Владикавказе здании школьного типа, принадлежавших ведомству железных дорог, не было. Помогло правительство Горской респуб­лики. По его указанию город отвел училищу здания, ко­торые находились на углу Сергиевской и Московской улиц (ныне угол улиц Кирова и Тамаева). Было выде­лено отдельное помещение и для общежития. Но отве­денные помещения были небольшими и неприспособлен­ными. Наладить в них учебный процесс, к тому же без необходимого оборудования, оказалось почти невозмож­ным. И все же занятия велись, педагоги и учащиеся не хотели опускать руки, отступать перед трудностями.
 
Большую помощь училищу оказал Сергей Дмитрие­вич Марков. В 1920 году он был начальником Владикавказской железной дороги и уполномоченным ПКПС. Это был опытный инженер и прекрасный организатор. Жизнь его трагически оборвалась в ноябре 1922 года. Он пал жертвой злодейского нападения бандитов в од­ном из горных аулов Дагестана.
 
В архивах техникума сохранился документ — распо­ряжение Маркова: «Вплоть до восстановления сгорев­ших корпусов училища предоставить Средне-техничес­кому строительному железнодорожному училищу зда­ние бывшего женского железнодорожного общежития со всем его инвентарем». (Ныне в этом здании находится школа № 23).
 
Новоселье состоялось в 1921 году. В новом помеще­нии разместились аудитории, кабинеты и лаборатории, учебные мастерские, общежитие, кухня и столовая. Для занятии не хватало, однако, весьма существенного — учебной базы. В период августовских событий и граж­данской войны училище лишилось учебной базы не толь­ко для прохождения специальных предметов, относя­щихся к железнодорожной технике, но и для общеобра­зовательных дисциплин. Чтобы улучшить положение с учебной базой, оснастить кабинеты, лаборатории и учеб­ные мастерские необходимым оборудованием, училище решило послать в Москву — ПКПС энергичного, ини­циативного товарища, который бы смог убедить комис­сариат выделить необходимое для техникума оборудова­ние и учебные пособия. Им оказался преподаватель Спекловский, который вернулся из Москвы, сопровож­дая вагон с ценнейшим учебным оборудованием и хо­зяйственным инвентарем. Богатое оборудование получи­ли кабинет физики и лаборатория химии. Особенно до­волен был библиотекарь, у которого значительно попол­нились разделы учебной и технической литературы.
 
В распоряжение заведующего общежитием поступи­ло большое количество постельных принадлежностей, которые в то время были особенно дефицитными. Так, благодаря помощи, оказанной техникуму в Москве, бы­ла создана такая учебная база, которой могло позави­довать любое учебное заведение Владикавказа.
 
В новых условиях училище стало готовить техников строительной специальности. По так как из Ростовско­го средне-технического училища выходили специалисты такого же профиля, то в 1922/23 учебном году по рас­поряжению ПКПС техникум стал готовить только техников паровозной специальности. Оно стало называться «Владикавказским техникумом железнодорожного тран­спорта». Оставшиеся группы учащихся-строителей бы­ли переведены в Ростовское училище для завершения учебы по своей специальности.
 
Работа железнодорожного техникума только стала налаживаться, как вдруг снова была дезорганизована. В середине учебного года начальник линейного отдела Владикавказской дороги Маевский решил разместить свой отдел в помещении техникума, так как, по его мнению, это учебное заведение следовало перевести в крупный железнодорожный узел—Минеральные Воды. Свое решение Маевский мотивировал тем, что, якобы, нахождение линейного отдела в городе Владикавказе — середине дороги — позволит успешнее бороться с техни­ческой разрухой, а этому в то время было подчинено все. Поэтому правление дороги приняло сторону Маев­ского.
 
Несмотря на неоднократные протесты администрации и учащихся, Маевский в первой половине ноября 1923 года осуществил свое решение — техникум был переве­ден в Минеральные Воды. Здесь техникуму предоставили небольшое помещение, в котором он не мог полностью разместиться. Не хватало места для аудиторий, кабине­тов, лабораторий, а также для учебных мастерских, не­где было разместить учебный и хозяйственный инвен­тарь. К тому же и общежитие пришлось создавать в этом же помещении, в ущерб учебным кабинетам и ла­бораториям.
 
Не все учащиеся переехали из Владикавказа, кон­тингент их продолжал таять. По разным причинам не смогли покинуть город и многие преподаватели. Но на­шлись и такие, которые согласились ездить каждый день на занятия из Владикавказа. Это были преподава­тели М. М. Рыпипский, Г. В. Москаленко и другие. В этот период паше учебное заведение в шутку стали на­зывать «техникумом па колесах».
 
Не успел коллектив обжиться па новом месте, как его постигло новое испытание. В начале апреля 1924 го­да Северо-Кавказский округ путей сообщения инфор­мировал администрацию техникума, что в конце учеб­ного года он будет закрыт. Все его имущество надлежа­ло передать Новороссийскому техникуму. Основанием послужило решение НКПС: вместо существовавших на Владикавказской дороге трех техникумов оставить толь­ко два, третий спять с бюджета п закрыть из-за недос­татка средств. Вопрос о том, какие два техникума оста­вить, должен был решить округ, который, не вдаваясь глубоко в существо дела, издал приказ: «Ростовский и Новороссийский техникумы, как наиболее здоровые, т. е. с лучшей постановкой учебного дела, оставить, а Влади­кавказский, как неблагополучный, снять с бюджета и закрыть».
 
Телеграфное сообщение об этом решении округ пос­лал правительству Горской республики. Естественно, что это решение взволновало не только коллектив технику­ма, по и государственные и общественные организации Горской республики. В Москву и ЦК РКП (б), Наркомиац, НКПС были отправлены телеграммы с прось­бой рассмотреть и отменить ошибочное решение.
 
Одновременно с обсуждением вопросов, связанных с сохранением Владикавказского техникума, советские, партийные и общественные организации Горской рес­публики высказали пожелание о его преобразовании в «Рабочий техникум путей сообщения», который бы да­вал специальное образование рабочей молодежи, пред­ставителям горских народов.
 
Для окончательного решения дела в Москву был по­слан директор техникума профессор А. И. Петрусов. При его участии в НКПС было принято следующее по­становление:
 
«1. Отменить решение о закрытии Владикавказского техникума и в дальнейшем называть его «Рабочим тех­никумом путей сообщения».
 
2.  Горской молодежи предоставлять при каждом при­еме не менее 50 % мест.
 
3.  Возвратить техникуму все имущество, переданное в Новороссийск, а также прежнее помещение.
 
4.   Постоянным местом пребывание техникума, счи­тать Владикавказ.
 
5.  Обязать Северо-Кавказский округ путей сообще­ния перевести техникум обратно во Владикавказ».
 
Это постановление, несмотря на его четкость и кате­горичность, проводилось в жизнь с большими затрудне­ниями. Так, 3 июня 1924 года округ сообщил, что осво­бодить помещение, которое занимал техникум до пере­вода в Минводы, не представляется возможным, так как в нем уже разместилась железнодорожная началь­ная школа. Сообщалось также, что техникум может быть переведен обратно во Владикавказ при условии, если Горский ЦИК предоставит ему помещение в го­родском фонде и возьмет на себя расходы по отоплению, освещению и содержанию учебных корпусов. Горский ЦИК не принял предложения- округа и продолжал на­стаивать на выполнении постановления Н1<ПС. Энергич­но отстаивала своп права и администрация техникума.
 
Дело кончилось тем, что в том же году, во время летних каникул, из Новороссийска было возвращено имущество техникума. Однако округ так и не предоста­вил ему ведомственных помещений, и своего обещания восстановить прежние учебные корпуса после пожара не выполнил.
 
Учебное заведение осталось без крыши над головой. Правительство Горской республики вынуждено было помочь техникуму, хотя это оказалось далеко не просто.
 
Оно отвело для техникума помещение сначала в доме на Ростовской улице № 56, а затем по теперешней ули­це Маркова, 53.
 
В этих зданиях, после частичной их реконструкции, 12 октября 1924 года в торжественной обстановке, в присутствии представителей дороги и города, состоялось открытие Рабочего техникума путей сообщения. В нем насчитывалось уже 150 учащихся. Директор техникума профессор А. И. Петрусов ознакомил присутствовавших с вопросами реорганизации техникума, говорил о необ­ходимости его дальнейшего оборудования, о налажива­нии учебного процесса, организации общежития.
 
Спустя некоторое время, техникум купил дом по ули­це Маркова, 56, который был использован под общежи­тие. В этом доме общежитие техникума находится до сих пор. Одновременно продолжалось приспособление помещений для учебных целей.
 
Много внимания было уделено оборудованию учеб­ных мастерских. Оно успешно проводилось под руковод­ством заведующего мастерскими А. С. Полевика. Было создано два цеха столярный и слесарно-механический. В мастерских появилась техническая новинка—вагран­ка, работавшая на жидком топливе, а не на коксе. Ваг­ранка позволила создать литейный цех, для которого учащиеся сложили во дворе дома № 56 по ул. Маркова специальное помещение. Мастерские техникума, непло­хо оборудованные, помогли впоследствии быстрее вос­становить технический городок, сгоревший в августе 1918 года.
 
Так создались условия, необходимые для проведения, нормальных занятий. В 1925 году техникум готовился сделать первый выпуск техников-механиков паровозною хозяйства.
 
Администрация техникума, считая имеющиеся поме­щения неприспособленными для ведения занятий, при поддержке местных партийных и советских органов до­билась разрешения на восстановление прежних поме­щений.
 
При содействии начальника отдела просвещения Вла­дикавказской дороги К. К. Тепенкичнева ПКПС отпус­тил на восстановление зданий техникума необходимые средства.
 
В 1926 году приступили прежде всего к восстановле­нию трехэтажиого корпуса (ныне корпус № 1). Вместе со строителями в работу включился весь коллектив тех­никума, совмещая ее с учебными занятиями. Под руко­водством инструкторов учащиеся готовили в мастер­ских деревянные п металлические детали для восстанов­ления зданий.
 
В восстановительных работах принял участие также коллектив Владикавказской железнодорожной профтех­школы.
 
В 1928 году учащиеся профтехшколы были влиты в техникум, в связи с этим было создано новое отделе­ние — «Эксплуатация железных дорог».
 
Восстановление технического городка шло полным ходом. По рассказам ветеранов техникума Л. С.Полеви­ка и И. И. Шамова, 5-й корпус и здание теперешней столовой только частично были разрушены. А 4-й кор­пус, пока техникум скитался по разным местам, был вос­становлен правлением дороги и использовался дорож­ной типографией. Теперь здание это было освобождено и передано учебным мастерским, которые продолжали оснащаться ценным оборудованием. В новом помещении были установлены две вагранки: одна для получения чугунного литья, другая—для литья цветных металлов. Позже мастерские стали принимать заказы даже от про­мышленных предприятии Осетии. Так, литейный цех вы­полнил много отливок для механически* мастерских Владикавказского стеклотарно-изоляторного завода и
 
Бесланского маисового комбината. Для комбината, кро­ме отливок, по чертежам был изготовлен сложный а то­ма т. Средства, которые поступали в техникум от выпол­нения заказов, давали возможность приобретать новое учебное и техническое оборудование.
 
А. С. Полевик, под руководством которого были соз­даны отлично оборудованные учебные мастерские, один из старейших работников техникума. В 1952 году кол­лектив отметил его семидесятилетие и пятидесятилетие трудовой деятельности. После юбилея ветеран продол­жал еще трудиться, и только в возрасте свыше восьми­десяти лет он ушел на пенсию.
 
В период восстановления техникума городской Совет отвел ему дополнительно одни гектар земли. После это­го площадь технического городка увеличилась почти в два раза.
 
В 1928/29 учебном году, спустя десять лет после по­жара, техникум начал занятия в своих прежних поме­щениях. Много труда, организационного таланта вло­жили в это дело начальник техникума профессор А. И. Петрусов, его заместитель по учебной части И. И. Ша- мов и начальник отдела просвещения Владикавказской дороги К. К. Тепенкичиев.
 
Высокий профессиональный уровень, педагогическое мастерство были присущи почти всему коллективу пре­подавателей техникума. Не зря открывшийся в начале 30-х годов Институт цветных металлов предложил пре­подавателям техникума вести по совместительству важ­нейшие предметы в институте. Среди них были такие знающие, заслуженные педагоги, как химик Г. В. Мос­каленко, преподаватель технической механики В. Н. Фе­доров, преподаватель черчения А. И. Сахаров и другие.
 
Техникум готовил в те годы специалистов одного профиля — техников-мехаииков паровозного хозяйства. Ведущим преподавателем по этой специальности был И. И. Шамов, инженер-механик. По его инициативе бы­ли созданы кабинеты паровых машин и котлов, двигате­лей внутреннего сгорания, автоматических тормозов, применявшихся в то время на транспорте. По его же инициативе были установлены двигатель дизеля мощ­ностью двадцать пять лошадиных сил и динамомашина. Благодаря ему учебное заведение получило собствен­ную электроэнергию для освещения технического город­ка. И. И. Шамов был крупный инженер, отлично знаю­щий железнодорожную технику, всеми любимый препо­даватель, внесший большой вклад в учебно-воспитатель­ную работу, которую вел всю свою жизнь. Его авторитет как преподавателя и воспитателя был очень высок. Он отлично знал свой предмет, умел быстро войти в кон­такт со своими слушателями, заинтересовать их, при­вить им любовь к науке и труду. Учащиеся не только уважали Шамова, они боготворили его. Он подготовил огромную плеяду специалистов-железнодорожников, ко­торые на практической работе показали знания, полу­ченные у любимого педагога. Многие из его воспитанни­ков занимают сейчас ответственные посты. В 1949 году коллектив техникума торжественно отметил сорокалетие его трудовой деятельности. Все его бывшие ученики, ко­торые знали о юбилее, прислали ему поздравительные телеграммы почти со всех дорог Советскою Союза. И. И. Шамов работал в техникуме до конца жизни, являлся примером самого честного, добросовестного служения делу образования и воспитания советской молодежи в духе коммунистической морали.
 
Первый выпуск техников-мехаииков паровозного хо­зяйства состоялся в 1925 году. Железные дороги получи­ли 15 новых специалистов. Каждый из них мог теперь не только работать по полученной специальности, но и поступать в любой вуз без предварительной сдачи эк­замена на аттестат зрелости. 15 техников-мехаииков... Сейчас численность первого выпуска кажется незначи­тельной. Но полвека назад это было успехом техникума, началом его большого дела — подготовки кадров для стальных магистралей.

Выполняя свой долг

Шла Великая Отечественная война. Все в стране перестраивалось на военный лад. В Орджоникидзе, пока фронт был еще далеко, во всех учебных заведениях, как всегда, в сентябре начались занятия. Но война все больше давала о себе знать, приближаясь к границам республики.
Многие преподаватели и сотрудники техникума были призваны в Советскую Армию. Ушли на фронт преподаватели Г. В. Гериев, А. Кузнецов, Титов, А.Н. Доморозов и другие.
 
Начавшиеся в сентябре занятия через два месяца были прекращены. Весь коллектив техникума: преподаватели, служащие, учащиеся, рабочие мастерских были направлены на строительство оборонительных сооружений.
Коллективом руководил в тот период заместитель начальника техникума Л. Е. Зубарев. Ближайшими его помощниками были коммунисты, преподаватели, стоявшие во главе учебных групп, следившие за дисциплиной и трудом своих питомцев, воодушевлявшие коллектив личным примером и горячим большевистским словом. Не покладая рук, самоотверженно трудился коллектив техникума, ежедневно перевыполняя дневную норму, потому что люди понимали важность своей работы, и  честно выполняли свой патриотический долг перед Родиной. Большую роль играла в этом и воспитательная работа, беседы, которые проводили коммунисты и комсомольцы среди учащихся, разъясняя им задачи тыла, положение на фронтах, рассказывая о героизме советских людей.
 
За активное участие в оборонительных работах и успешное выполнение заданий Комитета обороны двенадцать преподавателей, а также учащиеся, сотрудники и рабочие мастерских техникума были награждены медалями «За оборону Кавказа». В их числе А. П. Степаненко, М. С. Казбеков, В. И. Шумаков, Н. 3. Переверзев, Н. М. Милюхии, А. Е. Зубарев и другие.
С оборонных работ коллектив техникума возвратился в начале марта 1942 года, а уже летом 1942 года, в связи с вторжением врага на Северный Кавказ, техникум получил распоряжение эвакуироваться в город Гори Грузинской ССР. Каникулы были отменены, в экстренном порядке в технический городок собран весь коллектив техникума. А 12 августа было предложено наследующий же день завершить подготовку к эвакуации.
В предельно короткое время люди провели демонтаж оборудования, упаковку и погрузку учебного, хозяйственного инвентаря, библиотеки.
Техникум эвакуировали двумя поездами: первый был отправлен в ночь с 13 па 14 августа 1942 года, второй — менее, чем через сутки после этого. Начальником первого эшелона назначили военрука Н. Д. Бочковского, а политическим руководителем — токаря мастерских коммуниста Н. М. Милюхина. В пути следования преподаватели, коммунисты проводили среди учащихся полит-беседы, знакомили их со сводками «Совинформбюро», призывали соблюдать дисциплину военного времени.
 
Прибывшему в Горн техникуму отвели здание школы. В ней удалось разместить мастерские, аудитории и некоторые кабинеты, организовать общежития на 60 человек. В полуподвальном помещении школы устроили кухню и столовую. Преподаватели же с семьями и около
100 учащихся оставались в вагонах-теплушках.
 
На фронтах шли кровопролитные бои, сражавшимся бойцам необходимо было доставлять все больше и больше оружия и военного снаряжения. Поэтому фронт требовал от тыла как можно больше кадров для железнодорожного транспорта.
Администрация техникума, сознавая всю ответственность за подготовку кадров, старалась не только сохранить, но и увеличить контингент учащихся. Работники техникума были командированы в ближайшие железнодорожные районы для сбора учащихся. Результаты командировок скоро сказались — в техникуме появилось около 100 новых учащихся.
В октябре 1942 года начались учебные занятия. Была установлена строжайшая дисциплина. Категорически запрещались опоздания и пропуски занятий.
 
Несмотря на трудности условий, принимались все меры, чтобы поднять успеваемость, наладить нормальный учебный процесс. Между тем не хватало жилья, начались затруднения с питанием, что, конечно, отрицательно сказывалось на здоровье и работоспособности молодежи. Администрация прилагала много усилий, чтобы улучшить питание учащихся в столовой, но возможностей для этого было тогда немного.
В в таких условиях коллектив сохранял бодрость, высокий политический и моральный дух, проявлял горячий патриотизм. По призыву партии и правительства коллектив активно включился в кампанию по сбору средств на строительство танковой колонны. Среди преподавателей, сотрудников и учащихся было собрано 52 674 рубля на танковую колонну «Орджоникидзевский железнодорожник». За проявленные высокие патриотические чувства, за сбор средств коллективу техникума выразило благодарность Верховное главнокомандование:
«Прошу передать преподавателям, студентам, рабочим, работницам и служащим Дзауджикауского техникума НKПC, собравшим 52 674 рубля на строительство танковой колонны «Орджоникидзевский железнодорожник», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
 
Между тем положение па фронтах Отечественной воины коренным образом изменилось. Историческая победа под Сталинградом, успешная битва за Кавказ позволили отогнать фашистские войска далеко на запад. Фронтовой Орджоникидзе вновь стал городом в тылу.
В феврале 1943 года у администрации техникума появилась возможность готовиться к возвращению в Орджоникидзе. Туда были направлены преподаватели чтобы провести прием учащихся на первые курсы. Одновременно с этим начальник мастерских Г. Л. Гагулаев вывез из Гори оборудование и организовал на старом месте слесарный цех на тридцать тисков. Несколько позднее в Орджоникидзе выехал завхоз техникума. Ему было поручено заняться подготовкой учебных помещений к занятиям, позаботиться об общежитии. Ему же дали задание обеспечить заявку на два вагона, чтобы во второй половине февраля отправить из Орджоникидзе некоторую часть оборудования и имущества техникума. Стремление вернуться в родной город было, разумеется, велико. 
 
Именно поэтому частичная реэвакуация техникума началась еще до получения на это официального разрешения.Несмотря на желание всех как можно скорее вернуться в Орджоникидзе, учебные занятия в Гори продолжались своим ходом. В конце марта и начале мая 1943 года состоялся выпуск специалистов по профилю «движение и грузовая работа» и «техник-эксплуатационник», которые были тут же направлены на работу.
Давно ожидаемое распоряжение о реэвакуации техникум получил 17 мая 1943 года. Всему коллективу был объявлен порядок полной реэвакуации. Начальником эшелона назначили А. И. Черкасова.
 
Учащиеся и преподаватели возвращались на старое место воодушевленные, с желанием скорее увидеть родные стены, окунуться в привычную стихию. Коллектив техникума дружно взялся за приведение в порядок своего городка. Очищали двор от осколков снарядов и мусора, засыпали воронки от бомб, вставляли стекла. К счастью, ни одна вражеская бомба пе попала в здание, лишь в одном из них взрывная волна сорвала кровлю. Поэтому учебный и хозяйственный инвентарь удалось быстро установить, за исключением станочного оборудования мастерских, которое по приказу НКПС было передано предприятиям Гори, работавшим на оборону. Вскоре все наши мастерские были восстановлены полностью, заработали вагранки, ожил литейный цех. Мастерские начали работать в полную силу.
В 1943/44 учебном году техникум, занимаясь уже в своих помещениях, выпустил 26 специалистов железнодорожного транспорта. А в следующем учебном году техникум почти достиг довоенного уровня. Это позволило принять па первые курсы больше учащихся, чем в прошлые годы.
В год победного окончания Великой Отечественной войны, несмотря на трудности, которые создавала война, занятия в техникуме проходили нормально. Учебные планы и программы осуществлялись в пределах намеченных календарных сроков. К концу 1944/45 учебного года техникум получил из Москвы план приема на следующий год, который предусматривал принятие на первые курсы увеличенного контингента учащихся, в том числе две учебные группы тепловозной специальности. Это было вызвано тем, что вместо устаревшей неэкономичной паровозной тяги решено было ввести на железных дорогах страны новый прогрессивный вид тяги —  тепловозный. Для эксплуатации тепловозных локомотивов техникуму поручалось готовить кадры техников-механиков тепловозного хозяйства.
 
В конце апреля 1945 года, за несколько дней до Победы, техникум вручил дипломы большой группе учащихся. Стальные магистрали страны получили 40 техников-электриков, 34 техника-эксплуатационника и 10 техников по сварке. Одновременный выпуск 84-х специалистов-железнодорожников был большим событием в то времени.
 
Коллектив техникума честно выполнил свой долг перед страной в годы Великой Отечественной войны. Многие выпускники техникума самоотверженно работали на железных дорогах во фронтовой полосе, помогая нашим советским воинам громить ненавистного врага.

На новых рубежах

Страна залечивала тяжелые раны, нанесенные фашистским нашествием, восстанавливала народное хозяйство, выходила па новые рубежи своего развития. На новые, послевоенные рубежи вышел и коллектив техникума.
В послевоенные годы техникум стал готовить техников многих специальностей: эксплуатационников, электриков по автоматике, телемеханике и проводной связи, технологов по сварке, техников-мехаииков вагонного и тепловозного хозяйства.
Только по названиям некоторых специальностей уже можно судить, что техникум вместе с железнодорожным транспортом страны шел по пути технического прогресса.
 
Сегодня техникум является современным, динамично развивающимся учебным заведением. В учебном процессе широко используются компьютеры, мультимедийные проекторы, обучающе-контролирующие программы, автоматизированные тренажеры, имитирующие производственные ситуации. Пять компьютерных классов имеют доступ к сети Интернет, учащиеся регулярно проходят различные тестирования, позволяющие оценить качество полученных знаний. Функционирует спортивный комплекс оснащенный новыми тренажерами, большим игровым залом, залом для настольного тенниса, работают спортивные секции по веломпорту, баскетболу, волейболу, ОФП. Регулярно проводятся соревнования как городского так и республиканского уровней. Ежегодно проводится спартакиада ОАО "РЖД", в которой принимают участие студенты из всех учебных групп. Имеется актовый зал, оснащенный мультимедийным оборудованием для показа фильмов, музыкальной и звуковой аппаратурой, регулярно проводятся различные культурно-массовые мероприятия. Библиотека техникума насчитывает свыше 30 000 экземпляров книг и журналов, регулярно происходит поступление новой литературы и периодических изданий. Библиотека так же имеет доступ в сеть Интернет. На базе библиотеки проводятся различные мероприятия: выставки, книжные обзоры, беседы, викторины.
 
Владикавказский техникум железнодорожного транспорта - филиал РГУПС - по праву зовется кузницей железнодорожных кадров. Идя по пути развития и совершенствования, чтя славные традиции сложившиеся за все время его работы, техникум уверенно продолжает готовить высококвалифицированных специалистов для стальных магистралей России. С каждым годом количество желающих пополнить его ряды студентов все выше, это значит что техникум еще долгие годы будет работать на благо страны, на благо России! 

Три четверти века назад

Уходил в прошлое XIX век. Россия стремительно шла по пути капиталистического развития, освобожда­ясь от пут феодализма и пытаясь преодолеть вековое отставание в промышленности. Строились новые заводы и фабрики, прокладывались железные дороги, включав­шие окраины империи в экономический оборот страны.
 
В конце XIX века была построена Ростово-Владикав­казская железная дорога, вызвавшая оживление в хо­зяйственной и культурной жизни крупного района Се­верного Кавказа. Дорога, дальнейшая постройка ее вет­вей выдвигают новые задачи. В городах и заводских по­селках ширятся ряды пролетариата. Но развивающаяся промышленность и транспорт нуждались не только в ра­бочих руках, требовались также техники и инженеры различных специальностей.
 
Появилась острая необходимость в подготовке спе­циалистов для технического обслуживания железной до­роги. В связи с этим еще в начале 1901 года Владикав­казская городская дума обсуждала вопрос о постройке в городе вагоноремонтных мастерских и открытии спе­циального технического училища, о чем сообщила 20 ап­реля 1901 года местная газета «Терские ведомости».
 
21 июня 1901 года правление общества Владикавказ­ской железной дороги обратилось в Министерство пу* тей сообщения с ходатайством об открытии в центре этой дороги технического железнодорожного училища. Свое ходатайство правление мотивировало тем, что протяжен­ность Владикавказской железной дороги увеличивается, а вместе с этим возрастает и потребность в технически подготовленных кадрах, которые должны обслуживать дорогу. А единственное училище, находившееся в Рос­тове-на-Дону, уже не могло обеспечить всю Владикав­казскую дорогу необходимыми специалистами. Кроме того, как подчеркивалось в ходатайстве, у железнодо­рожников появилась тяга к обучению своих детей в тех­нических училищах, а возможности для этого очень ог­раничены.       
 
Правление считало необходимым при училище уст­роить общежитие, чтобы учащиеся имели возможность жить и учиться в нормальных условиях. Для ускорения дела правление просило Министерство путей сообщения разрешить открыть училище пока в наемном помеще­нии, не ожидая строительства новых зданий.
 
Тогдашний министр путей сообщения М. Хилков до­ложил о просьбе правления общества Владикавказской железной дороги правительству. И^вот; спустя год, просьба общества, наконец, была удовлетворена. С 1902/1903 учебного года во Владикавказе предстояло открыть новое учебное заведение, призванное обеспечи­вать дорогу квалифицированными кадрами. Начальни­ком училища был назначен инспектор Харьковского тех­нического училища А. И. Подушко. Организаторы учи­лища проделали огромную подготовительную работу, чтобы к началу учебного года обеспечить училище необ­ходимым оборудованием, учебным материалом.
 
5 июня 1902 года министерство направило управляю­щему Владикавказской железной дороги тридцать эк­земпляров объявления о наборе в новое техническое училище на 1902/1903 учебный год, которые были рас­пространены по всей линии железной дороги.
 
На первый учебный год училищу установили весьма скромный штат: начальник училища, законоучитель, за­ведующий учебными мастерскими, надзиратель, врач и преподаватель чистописания. Казначейство перевело кредиты на содержание училища. На заработную плату, приобретение учебных пособии и материалов для заня­тий учеников по ремеслам и на канцелярские расходы было отпущено 3875 рублей. На хозяйственные нужды училища и на наем для него временного помещения — 5000 рублей.
 
Закончить строительство новых зданий для училища предполагалось не ранее, как через два года. Поэтому на Вокзальном проспекте (ныне улица Маркова, 69) на­няли временное помещение для двух классов, двух мас­терских и квартиру для начальника училища.
 
Тут же приступили к оборудованию учебных мастер­ских, классов, подобрали пособия необходимые для про­ведения занятий.
 
Заблаговременно в местных газетах поместили объ­явление об открытии училища и об условиях приема в него. Летом провели приемные испытания по русскому языку и математике в объеме программы двухклассных училищ. 30 юношей в возрасте от 14 до 18 лет, показазвшие лучшие знания, были зачислены в техническое учи­лище с оплатой за обучение 10 рублей в год. Кстати, среди юношей, поступивших в училище в 1902 году, был один осетин из селения Далагкау М. Хадарцев, об этом повествует «Терский календарь» 1904 года.
 
Вся подготовка к занятиям была завершена ко 2 сен­тябри 1902 года. В тот день начальник училища отпра­вил в адрес учебного отдела МПС телеграмму следую­щего содержания: «2 сентября сего года во Владикав­казском техническом училище совершено молебствие, начались классные занятия».
 
Как и предполагалось, через два года новые поме­щения для училища были построены. Они расположи­лись рядом с вагоноремонтными мастерскими, с севе­ро-восточной стороны, на той же территории, где в на­стоящее время и находится техникум. Однако площадь его тогда была в два раза меньше, чем сейчас.
 
Правление Владикавказской дороги, хорошо понимая значение подготовки кадров для железнодорожного транспорта, не пожалело средств на строительство учи­лища. Всего было возведено пять корпусов и несколько небольших кладовых и подсобных помещений.
 
Один трехэтажный корпус (ныне корпус № 1) был отведен под общежитие, столовую и кухню, гардеробы и других хозяйственных целей. В одном из одноэтаж­ных корпусов помещались баня и прачечная, в другом— квартира начальника училища. Два остальных двух­этажных корпуса использовались для учебных це­лей.
 
До революции преподавание в училище было направлено на подготовку «второстепенных техников для железнодорожных служб», т. е. специалистов невы­сокой квалификации. Курс обучения был трехлетним. Окончившие училище получали свидетельства, затем их направляли на железную дорогу, где они не менее двух лет проходили практику, занимая технические должно­сти. Окончив практику, выпускники возвращались в учи­лище, представляли отзывы о своей работе, затем их знания проверялись еще специальной комиссией. Вы­державшие экзамен получали аттестаты о полном окон­чании технического железнодорожного училища.
 
Содержалось училище за счет средств училищного фонда, создававшегося, ежегодным внесением акционе­рами дороги по 15 рублей с каждой вёрсты протяжения главных путей железной дороги.
 
По положению оно было открытым учебным заведе­нием, но практически в него принимались преимущест­венно дети железнодорожников. А с течением времени это стало традицией. Правление дороги открывало для детей железнодорожников специальные подготовитель­ные курсы с 5 июня по 20 августа на станции Невинномысской.
 
С годами преподавательский состав училища попол­нялся более подготовленными специалистами. К препо­даванию технических предметов привлекались инжене­ры, а общеобразовательных — преподаватели городских школ. Однако училище продолжало выпускать «второ­степенных техников», то есть не давало выпускникам среднего образования.
 
В таком виде училище просуществовало 16 лет, вплоть до Великого Октября. За это время оно подгото­вило и выпустило всего 420 техников. Среди них, за ред­ким исключением, почти не было представителей гор­ских народов Кавказа. Это положение соответствовало той политике угнетения и великодержавного шовинизма, которую царизм проводил на Кавказе. Во время пост­ройки Владикавказской дороги и после ввода ее в дей­ствие администрация дороги дала указание воздержи­ваться от приема «инородцев Кавказа» на любые ра­боты.

View the embedded image gallery online at:
http://vladtgt.ru/kont/istoriya-tekhnikuma.html#sigFreeId81ddaeb8a5

© 2018 Владикавказский техникум железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "РГУПС"

Please publish modules in offcanvas position.

Много шаблонов Joomla на JooMix.org